About: Gazeta Warszawska     Goto   Sponge   NotDistinct   Permalink

An Entity of Type : yago:WikicatNewspapersPublishedInWarsaw, within Data Space : dbpedia.org associated with source document(s)
QRcode icon
http://dbpedia.org/describe/?url=http%3A%2F%2Fdbpedia.org%2Fresource%2FGazeta_Warszawska

Gazeta Warszawska (lit. Warsaw Gazette) was the first newspaper published regularly in Warsaw for an extended period of time. Founded in 1774, it remained active under a variety of names until 1935. The names included the Gazeta Wolna Warszawska (Warsaw Independent Gazette; during the Warsaw Uprising (1794)) and Gazeta Poranna Warszawska, Warsaw Morning Gazette, after the merger with Gazeta Poranna, (2 grosze) in 1925.

AttributesValues
rdf:type
rdfs:label
  • Gazeta Warszawska
  • Gazeta Warszawska (1774)
  • Gazeta Warszawska
rdfs:comment
  • Gazeta Warszawska – jedna z pierwszych warszawskich gazet ukazująca się regularnie przez długi czas, została założona po kasacie zakonu jezuitów w 1774 r., pierwotnie pod tytułem „Wiadomości Warszawskie”, była najstarszym dziennikiem.
  • Gazeta Warszawska (lit. Warsaw Gazette) was the first newspaper published regularly in Warsaw for an extended period of time. Founded in 1774, it remained active under a variety of names until 1935. The names included the Gazeta Wolna Warszawska (Warsaw Independent Gazette; during the Warsaw Uprising (1794)) and Gazeta Poranna Warszawska, Warsaw Morning Gazette, after the merger with Gazeta Poranna, (2 grosze) in 1925.
  • Варшавская газета (Gazeta Warszawska) — первая газета в Варшаве, регулярно выходящая на протяжении длительного времени. Основанная в 1774 году она издавалась под разными названиями до 1935 года. Среди этих названий: Gazeta Wolna Warszawska (во время Варшавского восстания 1794 года) и Gazeta Poranna Warszawska (варшавская утренняя газета; после объединения с другой газетой Gazeta Poranna 2 Grosze в 1925 году.
foaf:depiction
  • External Image
foaf:isPrimaryTopicOf
thumbnail
dct:subject
Wikipage page ID
Wikipage revision ID
Link from a Wikipage to another Wikipage
sameAs
dbp:wikiPageUsesTemplate
has abstract
  • Gazeta Warszawska (lit. Warsaw Gazette) was the first newspaper published regularly in Warsaw for an extended period of time. Founded in 1774, it remained active under a variety of names until 1935. The names included the Gazeta Wolna Warszawska (Warsaw Independent Gazette; during the Warsaw Uprising (1794)) and Gazeta Poranna Warszawska, Warsaw Morning Gazette, after the merger with Gazeta Poranna, (2 grosze) in 1925. Initially published by[Stefan Łuskina, it remained his personal enterprise until 1793. Defunct after its founder's death, it was revived as a conservative newspaper the following year, this time as a private venture of the Lesznowski family. Among the notable editors of the newspaper were Józef Kenig (1859–1889), Maurycy Zamoyski (1906–1909) and Roman Dmowski (1910–1916). Disbanded in 1916, it was revived again in 1918, this time as an organ of the National Democrats. Drifting towards the far-right, it was officially banned by the Sanacja in 1935, after which it was continued until 1939 under the title Warszawski Dziennik Narodowy (Warsaw National Daily).
  • Gazeta Warszawska – jedna z pierwszych warszawskich gazet ukazująca się regularnie przez długi czas, została założona po kasacie zakonu jezuitów w 1774 r., pierwotnie pod tytułem „Wiadomości Warszawskie”, była najstarszym dziennikiem.
  • Варшавская газета (Gazeta Warszawska) — первая газета в Варшаве, регулярно выходящая на протяжении длительного времени. Основанная в 1774 году она издавалась под разными названиями до 1935 года. Среди этих названий: Gazeta Wolna Warszawska (во время Варшавского восстания 1794 года) и Gazeta Poranna Warszawska (варшавская утренняя газета; после объединения с другой газетой Gazeta Poranna 2 Grosze в 1925 году. Газета, основанная Стефаном Лускиной, находилась в его собственности до 1793 года. Стефан Лускина принадлежал к ордену иезуитов и после его роспуска, он лишился работы преподавателя в иезуитском образовательном учреждении и решил заняться публицистикой, выпуская газету. Первоначально публиковала только краткие заметки о внутрипольских событиях, позже − обширную зарубежную информацию. Поддерживала политику государств, участвовавших в разделах Польши (прежде всего Российской империи и Пруссии, где была разрешена деятельность иезуитов), выступала с резкой критикой философов Просвещения (в первую очередь Вольтера и Ж.Ж. Руссо), против масонства, обмирщения общественной жизни. После смерти Лускины (1793) газета изменила название, издавалась нерегулярно. В период польского национального восстания − печатный орган восставших. С середины ноября 1794 газету издавал предприниматель А. Лешновский, восстановивший характер издания; тираж около 500 экземпляров. В 1816-19 публиковала театральные рецензии, авторы которых (под общим криптонимом «X») принадлежали к кружку министра внутренних дел Царства Польского Т. Мостковского: К. Козьмян, князь Чарторыйский, Костка Потоцкий и другие (Общество Иксов). В 1830 тираж 1200 экз. С 1831 года о событиях в Польше разрешалось печатать только информацию, одобренную или рекомендованную российскими властями, о зарубежных новостях − перепечатки из определённых западноевропейских газет. С 1841 издатель − А. Лешновский-сын, увеличил число публикаций о театральной жизни, печатал повести Ю. Крашевского, Т.Т. Ежа и др. С 1844 под видом перепечаток из западноевропейской прессы впервые стали публиковаться оригинальные публицистические статьи. Их автор − литератор Юзеф Кениг, который впоследствии стал главным редактором газеты (1859—1889). В 1859 году газета развернула пропагандистскую кампанию против еврейской буржуазии Варшавы. Еврейская община подала в суд за клевету, но газета выиграла дело из-за того, что общественное мнение в городе было на стороне издателей. С 1889 газету редактировал С. Лешновский, с 1906 − М. Замойский, что привело к изменению политической ориентации газеты, ставшей печатным органом Национально-демократической партии (эндеции). К 1909 тираж вырос до 6 тыс. экз.; запрещена властями, объединилась с газетой «Газета Польска» (до 1907) под названием Glos Warszawski. С 1910 выходила под прежним названием, редакторами были Роман Дмовский затем , сотрудниками − лидеры и эндеции Грабский, Потоцкий и др. Публиковала сообщения и комментарии о политических акциях эндеции, освещала политику Польского кола в Думе, печатала выступления депутатов Думы от эндеции, анализировала позиции российских политических партий по польскому вопросу, резко критиковала политику русификации. В 1915 с началом оккупации Варшавы германскими войсками закрыта, редакция эвакуировалась в Россию. РВозобновилась в ноябре 1918 года в качестве печатного органа национал-демократов. Склоняясь всё более к крайне правой идеологии, она была официально запрещена Санацией в 1935 году, после чего она выпускалась до 1939 года под названием Warszawski Dziennik Narodowy.
prov:wasDerivedFrom
page length (characters) of wiki page
is foaf:primaryTopic of
is Link from a Wikipage to another Wikipage of
is Wikipage redirect of
is Wikipage disambiguates of
Faceted Search & Find service v1.17_git51 as of Sep 16 2020


Alternative Linked Data Documents: PivotViewer | iSPARQL | ODE     Content Formats:       RDF       ODATA       Microdata      About   
This material is Open Knowledge   W3C Semantic Web Technology [RDF Data] Valid XHTML + RDFa
OpenLink Virtuoso version 08.03.3319 as of Dec 29 2020, on Linux (x86_64-centos_6-linux-glibc2.12), Single-Server Edition (61 GB total memory)
Data on this page belongs to its respective rights holders.
Virtuoso Faceted Browser Copyright © 2009-2021 OpenLink Software